Домашнее задание
Эквиваленты ли экспопары? Если экспопары не эквивалентны, то укажите, какова разница между экспозицией при первой экспопаре и экспозицией при второй экспопаре. Разницу укажите в двух значениях: в уровне освещенности (в разах) и в EV. Шаг изменения выдержек и значений диафрагмы на фотоаппарате равен 1/3 EV (изменение экспозиции в "корень кубический из 2" раз).
№ |
1 экспопара |
2 экспопара |
1 |
1,4 – 1/125 |
1,4 - 1/30 |
2 |
2 – 1/60 |
2 – 1/15 |
3 |
4 – 1/250 |
2,8 – 1/500 |
4 |
8 – 1/500 |
11 – 1/60 |
5 |
16 – 1/30 |
5,6 – 1/15 |
6 |
2,8 – 1/40 |
2 – 1/80 |
7 |
5,6 – 1/160 |
11 – 1/20 |
8 |
6,3 – 1/125 |
9,0 – 1/125 |
9 |
13 – 1/250 |
4,5 – 1/2000 |
10 |
2,2 – 1/60 |
1,6 – 1/250 |
11 |
3,2 – 1/15 |
3,5 – 1/15 |
12 |
7,1 – 1/20 |
7,1 – 1/40 |
13 |
10 – 1/100 |
5,0 – 1/400 |
14 |
13 – 1/160 |
10 – 1/160 |
15 |
7,1 – 1/40 |
7,1 – 1/200 |
16 |
2,5 – 1/640 |
6,3 – 1/100 |
17 |
1,8 – 1/50 |
2,5 – 1/20 |
18 |
5,0 – 1/320 |
2,2 – 1/2500 |
19 |
11 – 1/25 |
6,3 – 1/80 |
20 |
14 – 1/250 |
8 – 1/640 |
Пример решения
Пусть 5,6 – 1/60 – 1-ая экспопара, 6,3 – 1/50 – 2-ая экспопара.
- Сравните значения диафрагмы. При 5,6 диаметр отверстия диафрагмы больше, значит света через объектив пройдёт больше:
- 5,6 – число диафрагменного ряда, а 6,3 – одно из 2-ух промежуточных значений диафрагмы, находящееся между числами диафрагменного ряда 5,6 и 8. При этом 6,3 находится «ближе» к 5,6. Значит разница в количестве света при значениях диафрагмы 5,6 и 6,3 составляет 1/3 EV, или, то же самое, уменьшается в "корень кубический из 2" раз при установке значения диафрагмы равным 6,3:
- Сравните выдержки. За 1/50 с на светочувствительный слой попадёт больше света, чем за 1/60 с:
- Выдержка равная 1/50 с длиннее, чем 1/100 с в 2 раза. Значит, и количество света, проходящее через затвор при изменении выдержки с 1/50 с на 1/100 с, изменяется в 2 раза или на 1 EV. Выдержка равная 1/60 с – короче 1/50 с, но длиннее 1/100 с. При этом 1/60 с «ближе» к 1/50 с. Между двумя выдержками, при которых разница количества света, проходящего через затвор, равна 1 EV, находятся две возможные выдержки. Потому что шаг изменения выдержек равен 1/3 EV. Из указанного выше следует, что количество света, проходящего через затвор, при смене выдержки с 1/60 с на 1/50 с изменится в "корень кубический из 2" раз или на 1/3 EV:
- Сравните экспопары. Стрелки направлены противоположно друг другу. При переходе от 1-ой экспопары ко 2-ой экспопаре изменение значения диафрагмы уменьшает экспозицию, а изменение выдержки увеличивает экспозицию. Значит, изменение выдержек и изменение значений диафрагмы компенсируют друг друга. Разницы в количестве света, возникшие при изменении значения диафрагмы и при изменении выдержки, равны между собой. На основании последних двух утверждений, можно сделать вывод, что экспопары эквивалентны:
Ключевые вопросы:
- В чём преимущество объектива, у которого минимальное значение диафрагмы можно установить равным 1,4, в сравнении с объективом, у которого минимальное значение диафрагмы можно установить равным 5,6?
- Сформулируйте полностью один из законов освещённости, начав так: «Если площадь источника света увеличиться в 2 раза, то количество света, испускаемое этим источником, ...».
- Сформулируйте определение для понятия «шаг экспозиции».
- Сколько промежуточных значений диафрагмы будет между числами диафрагменного ряда, если установить на фотоаппарате шаг экспозиции равным 0,5 EV?
- Сколько выдержек будет между выдержками 1/50 с и 1/100 с, если установить на фотоаппарате шаг экспозиции равным 0,5 EV?
- Почему на шкале экспонометра между значениями «-1» и «0» два деления? Что это означает?
- Что влияет на экспозицию?
- Почему в фотоаппарате существуют два устройства, которые управляют одним и тем же: количеством света, попадающим на светочувствительный материал?
- Как бы выглядело изображение, если бы в фотоаппарате не существовало затвора, лишь диафрагма?
- Как получить нормально экспонированный снимок, если экспонометр показывает «-1», а менять значение диафрагмы и выдержку Вы не можете?
- При каких условиях съёмки изображения получаются полностью белыми, полностью чёрными?
- Куда должен быть направлен объектив фотоаппарата во время оценки экспозиции по шкале экспонометра?
- Какие условия необходимо выполнить, чтобы получить изображение объекта на светочувствительном материале?
- Что означает понятие «ресурс затвора»?
- Когда возникла фотография?
Источник: http://photo-monster.ru/books/read/osnovyi-fotografii-1.html |
Как то тяжеловато. Можно хотя бы один пример полного решения (шаг за шагом)например такой экспопары:
8-1/500 11-1/60
Cпасибо огромное!!!! Всегда использовала метод "наугад", действительно не удобно. буду осваивать второй, описание очень понятное. Спасибо ещё раз!!!
Блин, не поняла что такое эквивалентная и неэквивалентная экспопары, по каким параметрам определяется, слишком научная статья получилась? ((
Возможно Вам будет понятнее такое определение. Эквивалентные экспопары дают одинаковую экспозицию ("светлота" кадра получается одинаковой), а не эквивалентные - разную экспозицию ("светлота" кадров разная).
Спасибо Марк! Очень помогла ваша статья,а добавленная иллюстрация окончательно расставила все по местам.Мой вам респект
Пожалуйста, Константин! Я рад.
Здравствуйте Марк!
К сожалению я являюсь человеком, который в юности не освоил в школе дроби и поэтому мне с этим сложно разобраться. Да и вообще математика с геометрией мне не давались. Но есть выход, для таких как я, будет здорово этот материал рассказать на пальцах, т. е. на примерах. Известно, что таким образом предмет даётся более удачно. Я прекрасно понимаю, как действуют диафрагма и выдержка, но меня интересует как все это рассчитать без дробей, корней и тем более в кубе. А еще никак не могу воспринять значение 1EV, 1/3 EV, 2/3 EV... умом понимаю, что без математики тут не обойтись, но может есть иной путь?
Олег Юрьевич, здравствуйте!
К сожалению, я пока не готов показать, объяснить, расчёты без дробей и геометрии. Также, как не могу выразить площадь круга, не возводя его радиус в квадрат. Кстати, чтобы избежать корней-"нелинейностей", придумали EV. Их складывают, вычитают и делят на равные отрезки. Возможно для восприятия Вам будет удобна следующая иллюстрация, мне и некоторым моим ученикам она помогала в освоении и расчёте экспозиции: